Среда, 27.08.2025, 20:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Открытый урок 6 класс- "Вегетативное размножение"

Тема урока: «Вегетативное размножение покрытосемянных растений».

Тип  урока:  урок изучения нового материала  по  традиционной  классификации,  конструирования  способа  действия  по  ФГОС.

   Результативность обучения - применение УУД при изучении особенности процесса размножения  и его роли  в жизнедеятельности растения;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, преобладание практических качеств посадки домашнего растения ;

Цели  деятельности  учителя:

ü      Образовательная цель: способствовать усвоению учащимися понятий темы «размножение растений».

ü     Развивающая цель: способствовать развитию  специальных и общеучебных умений и навыков учащихся.

ü     Воспитательная цель: способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения практической работы).

4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и практическую работу.;).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Задачи:   Познакомить учащихся  с различными способами размножения растений,  закрепить знания о хранении наследственной информации, продолжить формирование умения  получать самостоятельно ответы на вопросы с помощью учебника.

Методы  и  формы  обучения :  объяснительно - иллюстративные, слово  учителя,  частично - поисковый :  индивидуальная,  фронтальная, практическая.

Образовательные  ресурсы :  презентация.

Оборудование:  компьютер, растения,  

Используемые технологии :  ИКТ  ,  элементы  проблемный вопрос,  технология  оценивания, сотрудничество, здоровьесберегающая технология .

Домашнее задание: § 43, вопросы в конце текста,

 

 

 

 

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный

Приветствие учащихся

 

 

 

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности организмов. Внимание! Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность организмов создает бессмертие вида. Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида?

2. Какие виды размножения вы знаете?

Дать определение.

3. Ребята. мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения?

4. А каким способом можно размножить домашние цветы если они у нас не имеют семян?

5. Давайте вспомним из   каких органов состоит растение (рисунок и карточки), какие органы называются генеративные и вегетативные.

Размножение – это

 

Схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Половое и бесполое

 

 

Бесполым путем

 

Регулятивные УУД

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Цель: Выяснить каково значение размножения, какие виды размножения бывают.

 

II.

Совместное открытие знаний.

1. Вегетативные органы растения это ………(корень, стебель, листья).

 2.Генеративные органы растения это ……(цветки и плоды).

3.Размножение с помощью органами растения – называется

При вегет. размножении происходит деление клетки пополам и материнская клетка передает своим дочерним тот же набор наследственной информации.

4. Давайте выясним какие основные способы вег. размножения существуют ( презентация)

5. Способы вегетативного размножения:

1. Листьями – целым листом (бегония, глаксиния, каланхоэ, седум, фиалка) или частью листа (сансевьера)

Надземные части побегов

2.Стеблевые черенки .        Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями ( смородина, роза, тополь, бальзамин, роза, виноград, традесканция)

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

3. Отводками. Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег ( крыжовник ,смородина, жасмин)

4. Делением кустов- большой куст делят на части (Деление куста – это деление растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживаются(многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула)

5. Усами. Усы – это удлиненные надземные ползучие недолговечные побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней   (хлорофитум, виктория, лютик, земляника.)

6. Ползучими побегами
(луговой чай, клюква, живучка, белый клевер)  Разрастаясь растение захватывает всё большую площадь, вытесняя при этом  иногда соседние растения. Новые растения, нарастая своими верхушками,  старятся и начинают отмирать у основания. Боковые побеги разъединяются , и оказывается уже несколько самостоятельных растений.

Частями корня

 7.Корневой черенок   Корневой черенок – это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений – одуванчик, малина, вишня, осот.

8. Корневыми отпрысками.   Слива, малина, вишня сирень, осина, Иван-чай, бодяг. Некоторые растения способны образовывать почки на корнях. Побеги, выросшие из этих почек, называют корневыми отпрысками, а сами растения корнеотпрысковыми.

Подземными видоизменёнными побегами.

9. Луковица.   Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы, – лук, чеснок, тюльпан, нарцисс)

10. Клубень.      Клубень — это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму, и зачаточными листьями, из пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, тапинамбур, георгина, батат)

11. Клубнелуковица.  Встречается у гладиолуса.

12. Корневищем.      Размножаются пырей, ландыш, ирис , орхидея.

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

13. Прививка   Это приживление одной части  растения на другое растение.   Другое название – Трансплантация.

Растение на которое прививают, называется – подвоем, а растение на которое прививают – привоем. В с/х прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых деревьев всегда осуществляется прививками.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование  придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Прививка:

а) почкой  или глазком (летом)  окулировка  важно чтобы срезанный глазок имел небольшой участок коры и камбиального слоя. Сращивание глазка с подвоем происходит через 10-15 дней.

б) черенком (весной).  Черенки срезают у сильных здоровых растений , как правило, зимой. Хранят черенки до весны в прохладном месте, обычно под снегом.

14. Культура тканей (Биоинженерия- из несколько клеточек ткани выращивают новое- КЛОН). Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют?

Мы перечислили основные методы вегетативного размножения. А какого его значение?

Значение вегетативного размножения:

1.       Способствует быстрому захвату новых площадей питания, расселению растений;

2.       Образование новых особей из вегетативных органов там, где затруднено половое размножение;

3.       Повторяют свойства материнского организма;

4.       Образующиеся организмы достаточно крупные, поэтому имеют явные преимущества перед мелкими и слабыми проростками, появившиеся из семян.

вопрос по данному этапу урока: "Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?”

Учащиеся находят на рисунке органы

 

 

 

 

Вегетативным (запись в тетрадь)

Коммуникативные УУД

1 . Умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.   

Познавательные УУД

1. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

2.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

ТОУУ

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные:

 

III. Самостоятельное применение знаний.

1.Практическая работа.

2.Чтобы закрепить наши знания мы с вами поучимся пересаживать некоторые растения, и проведем исследовательскую работу с каждым из растений, регулярно будем отслеживать рос и развитие наших растений в таблице.

 

1.Калла (южное растение, при хороших условиях размножается семенами  в домашних условиях корневыми побегами)

Я вам показываю а, вы запоминаете, остальные растения вы будете садить самостоятельно.

2. Лилейник ( луковицей)

3.Традесканция ( стеблевым побегом)

4.Кактус (почкой)

5.Гипоаструм (дочерней луковицей из корневого побега)

 

Скажите можем ли мы с вами применить сейчас биотехнологию, взять часть ткани и вырастить новое растение?

 

 

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

 

6. Рефлексия.

 

- Что нового узнали на уроке?

- Когда было вам интересно на уроке?

 

- Оцените нашу работу на уроке.

 

Регулятивные УУД

5. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Итог урока.

- Как вы думаете в чем преимущество бесполого размножения от полового, и каким способом можно размножать домашние растения?

 

Домашнее задание.

§ 43, крассворд

.

 

 

Регулятивные УУД

6.Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

 

Поиск
Календарь
«  Август 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтовuCoz