Тема урока: «Вегетативное размножение покрытосемянных растений».
Тип урока: урок изучения нового материала по традиционной классификации, конструирования способа действия по ФГОС.
Результативность обучения - применение УУД при изучении особенности процесса размножения и его роли в жизнедеятельности растения;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, преобладание практических качеств посадки домашнего растения ;
Цели деятельности учителя:
ü Образовательная цель: способствовать усвоению учащимися понятий темы «размножение растений».
ü Развивающая цель: способствовать развитию специальных и общеучебных умений и навыков учащихся.
ü Воспитательная цель: способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения практической работы).
4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и практическую работу.;).
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Задачи: Познакомить учащихся с различными способами размножения растений, закрепить знания о хранении наследственной информации, продолжить формирование умения получать самостоятельно ответы на вопросы с помощью учебника.
Методы и формы обучения : объяснительно - иллюстративные, слово учителя, частично - поисковый : индивидуальная, фронтальная, практическая.
Образовательные ресурсы : презентация.
Оборудование: компьютер, растения,
Используемые технологии : ИКТ , элементы проблемный вопрос, технология оценивания, сотрудничество, здоровьесберегающая технология .
Домашнее задание: § 43, вопросы в конце текста,
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
Организационный |
Приветствие учащихся |
|
|
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. |
1 В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности организмов. Внимание! Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность организмов создает бессмертие вида. Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида? 2. Какие виды размножения вы знаете? Дать определение. 3. Ребята. мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы протекающие в растениях. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? 4. А каким способом можно размножить домашние цветы если они у нас не имеют семян? 5. Давайте вспомним из каких органов состоит растение (рисунок и карточки), какие органы называются генеративные и вегетативные. |
Размножение – это Схема Половое и бесполое Бесполым путем |
Регулятивные УУД 1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Цель: Выяснить каково значение размножения, какие виды размножения бывают. |
II. Совместное открытие знаний. |
1. Вегетативные органы растения это ………(корень, стебель, листья). 2.Генеративные органы растения это ……(цветки и плоды). 3.Размножение с помощью органами растения – называется При вегет. размножении происходит деление клетки пополам и материнская клетка передает своим дочерним тот же набор наследственной информации. 4. Давайте выясним какие основные способы вег. размножения существуют ( презентация) 5. Способы вегетативного размножения: 1. Листьями – целым листом (бегония, глаксиния, каланхоэ, седум, фиалка) или частью листа (сансевьера) Надземные части побегов 2.Стеблевые черенки . Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями ( смородина, роза, тополь, бальзамин, роза, виноград, традесканция) К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками. 3. Отводками. Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег ( крыжовник ,смородина, жасмин) 4. Делением кустов- большой куст делят на части (Деление куста – это деление растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживаются(многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула) 5. Усами. Усы – это удлиненные надземные ползучие недолговечные побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (хлорофитум, виктория, лютик, земляника.) 6. Ползучими побегами Частями корня 7.Корневой черенок Корневой черенок – это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений – одуванчик, малина, вишня, осот. 8. Корневыми отпрысками. Слива, малина, вишня сирень, осина, Иван-чай, бодяг. Некоторые растения способны образовывать почки на корнях. Побеги, выросшие из этих почек, называют корневыми отпрысками, а сами растения корнеотпрысковыми. Подземными видоизменёнными побегами. 9. Луковица. Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы, – лук, чеснок, тюльпан, нарцисс) 10. Клубень. Клубень — это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму, и зачаточными листьями, из пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, тапинамбур, георгина, батат) 11. Клубнелуковица. Встречается у гладиолуса. 12. Корневищем. Размножаются пырей, ландыш, ирис , орхидея. Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия. 13. Прививка Это приживление одной части растения на другое растение. Другое название – Трансплантация. Растение на которое прививают, называется – подвоем, а растение на которое прививают – привоем. В с/х прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых деревьев всегда осуществляется прививками. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые). Прививка: а) почкой или глазком (летом) окулировка важно чтобы срезанный глазок имел небольшой участок коры и камбиального слоя. Сращивание глазка с подвоем происходит через 10-15 дней. б) черенком (весной). Черенки срезают у сильных здоровых растений , как правило, зимой. Хранят черенки до весны в прохладном месте, обычно под снегом. 14. Культура тканей (Биоинженерия- из несколько клеточек ткани выращивают новое- КЛОН). Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют? Мы перечислили основные методы вегетативного размножения. А какого его значение? Значение вегетативного размножения: 1. Способствует быстрому захвату новых площадей питания, расселению растений; 2. Образование новых особей из вегетативных органов там, где затруднено половое размножение; 3. Повторяют свойства материнского организма; 4. Образующиеся организмы достаточно крупные, поэтому имеют явные преимущества перед мелкими и слабыми проростками, появившиеся из семян. вопрос по данному этапу урока: "Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?” |
Учащиеся находят на рисунке органы Вегетативным (запись в тетрадь) |
Коммуникативные УУД 1 . Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД 1. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания. 2.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). ТОУУ Регулятивные УУД 1. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные: |
III. Самостоятельное применение знаний. |
1.Практическая работа. 2.Чтобы закрепить наши знания мы с вами поучимся пересаживать некоторые растения, и проведем исследовательскую работу с каждым из растений, регулярно будем отслеживать рос и развитие наших растений в таблице. 1.Калла (южное растение, при хороших условиях размножается семенами в домашних условиях корневыми побегами) Я вам показываю а, вы запоминаете, остальные растения вы будете садить самостоятельно. 2. Лилейник ( луковицей) 3.Традесканция ( стеблевым побегом) 4.Кактус (почкой) 5.Гипоаструм (дочерней луковицей из корневого побега) Скажите можем ли мы с вами применить сейчас биотехнологию, взять часть ткани и вырастить новое растение? |
|
Регулятивные УУД 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). 4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. |
6. Рефлексия. |
- Что нового узнали на уроке? - Когда было вам интересно на уроке? - Оцените нашу работу на уроке. |
|
Регулятивные УУД 5. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
IV. Итог урока. |
- Как вы думаете в чем преимущество бесполого размножения от полового, и каким способом можно размножать домашние растения? Домашнее задание. § 43, крассворд . |
|
Регулятивные УУД 6.Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). |